С прошедшим праздником всех поздравляю. Вот времени больше стало и снова о своём, о девичьем пишу.
Я спросила у Ю. А. Захарова про это явление, на что он ответил: «Самати - это транс-литерация с английского слова на санскрите. В "Бхагавадгите" есть объяснение, что такое "самадхи" по-настоящему: "...самадхи - равновесие мысли активной..." так говорил Кришна Арджуне, согласен. Это и есть: "состояние Риг-па", "Выход за пределы собственного ума" и прочее и тому подобное... но это не имеет никакого отношения к неким экстатическим состояниям или сверхвозможностям, это обычное состояние».
Слово
«самадхи» встречается и у Э. Р. Мулдашева (
http://www.alloplant.ru ). По – английски это
слово пишется «somadhy», а произносится в Индии как «сомати». В русскоязычной литературе принято слово «сомадхи» как буквальное прочтение английского правописания, хотя это не совсем правильно (в Индии не поймут слова «сомадхи»).
Вы знаете, что бывают разные виды самадхи? Об этом чуть позже.
Ю. Захаров полностью отрицает самадхи как экстатическое состояние (каменно – неподвижное), что противоречит Э. Мулдашеву «Каменно – неподвижное состояние – общепринятый термин среди религиозных учёных, изучающих сомати». Не верит. Я задала ещё один вопрос: «Может ли быть это состояние (каменно – неподвижное) одним из видов самадхи, например, нирвикальпа самадхи?» Он написал: «Ответ дан на форуме». Ответа я не нашла.
В своей книге он пишет: «…обратная история в Ярославле, Москве и Санкт-Петербурге — люди, как ни странно, ориентированы на чудеса и лемурийцев, что ж — их дело.Тем временем сумасшедшие до сих пор звонят с угрозами от имени как минимум «Владыки Шамбалы» и Будды Майтрейи, глупости в Интернете даже читать уже неинтересно (
yur-zakharov@ya.ru,
young-life.ru)
В пособии
Л.В. Иванова «Хатха-йога. Полное иллюстрированное пособие» описаны разные виды самадхи, на мой взгляд, они подходят к моему случаю.
«Самадхи — духовное состояние сознания. Существуют различные виды самадхи. Среди низших самадхи савикальпа самадхи есть наивысшая форма. За савикальпа самадхи идет чирвикальпа самадхи, но между ними огромная пропасть; это две совершенно разные формы самадхи. К тому же, существует состояние за пределами нирвикальпа самадхи, называемое сахаджа самадхи.
В
савикальпа самадхи на короткий период времени вы теряете все человеческое сознание. В этом состоянии понятие времени и пространства совершенно другое. В течение часа или двух вы находитесь в совершенно другом мире. Там вы видите, что почти все сделано, здесь, в этом мире. В вас и других есть еще много невыполненных желаний. Миллионы желаний еще не исполнены, и миллионы дел остаются в ожидании осуществления. Но когда вы пребываете в савикальпа самадхи. Вы видите, что практически все сделано: вам нечего делать. Вы — только инструмент. Если вы используетесь, прекрасно; если нет, значит все уже сделано. Но из савикальпа самадхи каждый должен вернуться к обычному сознанию. Даже в савикальпа самадхи существуют различные уровни. Как и в одном и том же школьном классе есть блестящие ученики и слабые ученики. Так и в савикальпа самадхи некоторые ученики достигают высшей ступени, в то время как менее устремленные достигают низшей ступени лестницы, где все не так ясно и живо, как на высочайшем уровне.
В савикальпа самадхи есть мысли и идеи, приходящие из различных мест, но и они не действуют на вас. Во время медитации вы остаетесь безмятежны, и ваша внутренняя сущность действует динамично и уверенно. Но когда вы будете чуть выше, когда вы станете едины с душой с нирвикальпа самадхи, не будет никаких идей и мыслей вообще. Я пытаюсь объяснить это словами, но
сознание в нирвикальпа самадхи никогда не сможет быть адекватно объяснено или выражено. Я стараюсь наилучшим образом рассказать вам что-то из очень высокого состояния сознания, но все же выражает это мой ум. А в нирвикальпа самадхи нет ума, только бесконечный покой и блаженство. Там останавливается танец природы, и познающий и познаваемый становятся одним. Там вы наслаждаетесь в высшей степени божественным всеохватывающим внутренним любовным экстазом. Вы становитесь объектом наслаждения, вы становитесь наслаждающимся и вы становитесь самим наслаждением.
Когда вы вступаете в нирвикана самадхи, первое, что вы чувствуете, это то, что ваше сердце больше, чем сама Вселенная. Обычно вы видите мир вокруг себя, и Вселенная кажется бесконечно больше, чем вы. Но это потому, что мир и Вселенная постигаются ограниченным разумом. Когда вы пребываете в нирвикальпа самадхи, вы видите Вселенную как маленькую точку внутри своего бескрайнего сердца.
В нирвикальпа самадхи присутствует бесконечное блаженство. Блаженство является неясным понятием для большинства людей. Они слышали, что есть что-то, называемое блаженством, и некоторые говорят, что испытали его,
но большинство не имеют представления об этом. Когда вы входите в нирвикальпа самадхи, вы не только ощущаете блаженство, но и становитесь этим блаженством.
Третье, что вы чувствуете в нирвикальпа самадхи, это сила. Вся сила оккультистов, собранная вместе, ничто в сравнении с силой, которую вы имеете в нирвикальпа самадхи. Но сила, которую вы можете взять из Самадхи для использования на Земле, ничтожно мала по сравнению с целой.
Нирвикальпа самадхи — это наивысшая форма самадхи, которой достигают наиболее реализованные Учителя. Это продолжается несколько часов или дней, затем человек должен вернуться. Что происходит, когда он возвращается?
Очень часто он забывает свое имя и возраст и не может говорить и думать как следует. Но посредством продолжительной практики, постепенно человек становится способным возвращаться из нирвикальпа самадхи и сразу же действовать нормально.
Обычно, когда кто-то входит в нирвикальпа самадхи, он не желает возвращаться в этот мир снова. Если он остается там в течение восемнадцати или двадцати одних суток, очень возможно, что душа покинет тело навечно. В далеком прошлом были духовные Учителя, которые достигали нирвикальпа самадхи и не возвращались обратно. Они достигали своего наивысшего состояния самадхи, но считали невозможным войти снова в мирскую атмосферу и работать как люди. Человек не может действовать в мире в то время, когда находится в таком состоянии сознания; это просто невозможно. Но есть божий промысел. Бог Всевышний пожелает, чтобы конкретная душа работала здесь на Земле, даже спустя двадцать один или двадцать два дня, Всевышний может забрать эту индивидуальность в другой источник динамичного, божественного и вернуть его на земной уровень для действий.
Сахаджи самадхи — это наивысший тип самадхи. В этом самадхи человек пребывает в высочайшем состоянии сознания, но в то же самое время он способен работать в грубом физическом мире. Он удерживает опыт нирвикальпа самадхи и одновременно входит в земную деятельность. Он стал душой и в то же самое время использует тело, как совершенный инструмент. В сахаджи самадхи делают привычные вещи, которые делают обычные люди. Но в сокровенной глубине сердца человек переполнен божественным озарением. Когда кто-то достиг сахаджа самадхи, он становится Господином и Мастером Реальности. Можно, когда пожелаешь, отправиться к высшему, а затем спуститься в земное сознание, чтобы появиться.
Даже после достижения высочайшего типа реализации благословение самадхи происходит очень редко.
Очень мало духовных Учителей достигло этого состояния. Для сахаджа самадхи нужна бесконечная Милость Всевышнего. Сахаджи самадхи приходит только тогда, когда достигается неразделимое единство со Всевышним, или когда кто-то хочет показать, в редких случаях, что он и есть Всевышний. Тот, кто достиг сахаджи самадхи и остается в этом состоянии самадхи, сознательно и в совершенстве утверждает Бога каждую секунду и поэтому является величайшей гордостью Трансцендентального Всевышнего».
Скорее всего, савикальпа самадхи – это трансовое состояние. Транс возникает в стадии глубокого гипноза или медитации. Транс – переходное состояние между сном и бодрствованием. Представьте, что вы просыпаетесь (или засыпаете), но до конца ещё не проснулись. В таком состоянии человек может видеть сон и одновременно слышать посторонние окружающие звуки. Трансом обозначают состояния отрешённости, экстаза. Не все способны легко войти в транс, для этого нужна практика. Когда человек входит в транс его мысли замедляются и наступает «равновесие мысли активной» как ответил Ю. Захаров, но на этом видимо и остановился. Подобное было и у меня «Мысли уже не мелькали, а плавно переходили и продолжали друг друга». Выразилась как могла, главное, чтобы понятно было. Это предложение я не писала ему.
На мой взгляд,
Э. Мулдашев писал про нирвикальпа самадхи (каменно – неподвижное состояние), наивысшую форму. Хотя об этом прямо не написано, но всё подходит. «Человек не может действовать в мире в то время, когда находится в таком состоянии сознания; это просто невозможно». Действительно, когда человек в каменно – неподвижном состоянии, он не может жить и действовать среди остальных обычных людей. Если долго находиться в таком состоянии, то можно «забыть свое имя и возраст» и вообще забыть всё. «Обычно, когда кто-то входит в нирвикальпа самадхи, он не желает возвращаться в этот мир снова». Я бы тоже лежала спокойно и не дёргалась, если бы знала про
вечную жизнь в самадхи.
Наконец, сахаджи самадхи – воскресший человек, вернувшийся к обычной жизни. «Он удерживает опыт нирвикальпа самадхи и одновременно входит в земную деятельность». О том как происходит воскрешение я подробно писала.
О самадхи ранее мне известных авторов писал академик
А. А. Левшинов (http://www.levshinov.ru) в своей энциклопедии
«Системы оздоровления востока и запада»: «Вершиной медитации является состояние самадхи, в котором чувства и тело человека отдыхают, как во сне, а ум действует, как при бодрствовании. У человека остается только переживание Истины, покоя и невыразимой радости. Словами невозможно описать состояние самадхи, его можно выразить лишь глубоким молчанием. Человек, достигший самадхи, расстался с материальным миром и погружен в Вечность». Отметим, что анабиоз тоже не ограничен по времени, а значит вечен. В этом наблюдается сходство. Из БСЭ «анабиоз - состояние организма, при котором жизненные процессы (обмен веществ и др.) временно прекращаются или настолько замедленны, что отсутствуют все видимые проявления жизни. А. наблюдается при резком ухудшении некоторых условий существования (низкая температура, отсутствие влаги и др.) у организмов, стоящих на разных ступенях развития; при наступлении благоприятных условий происходит восстановление нормального уровня жизненных процессов — «оживление». Т. о., а. — биологическое приспособление организма к неблагоприятным внешним условиям, выработанное в процессе эволюции». Благоприятные условия могут возникнуть очень нескоро, поэтому а. неограничен.
А. А. Левшинов отмечает: «Продвинутый адепт сам вызывает в своем организме повышение температуры или остановку сердца, чтобы мобилизовать ресурсы организма или дать сердцу отдых». А я писала: «Для меня это было жутким зрелищем, после которого я чувствовала себя отдохнувшей». Смотрим дальше «К смерти в большинстве случаев приводит не остановка сердца (считается, что мозг при остановке сердца погибает через пять минут), а именно паника. Человек, впадающий в летаргический сон, может годами лежать с неработающим сердцем, а его мозг и организм остаются целыми и невредимыми». У Э. Мулдашева наоборот: «При летаргическом сне работают сердце, мозг, идут обменные процессы». Я бы написала так: человек, впадающий в нирвикальпа самадхи или анабиоз, может годами лежать с неработающим сердцем, а его мозг и организм остаются целыми и невредимыми.
А. А. Левшинов интересно пишет, что «психику человека можно привести в такое состояние, в котором она может заставить организм существовать без кислородного дыхания, лишь благодаря интенсивному пранообмену. Даже после непродолжительных тренировок человек сможет частично заменять кислородное дыхание праническим, или «психическим йоговским дыханием».
В науке не существует понятия «прана», но для учёных это представляет интерес.
В. Викторов (автор – составитель издания
«5 минут йоги для красоты и здоровья») : «В современных текстах по Йоге прану трактуют как неуловимую, тонкую жизненную энергию, силу. Знаменитый толкователь йоговской философии, комментатор «Йога-Сутры» Бхагаван Патанджали под праной имеет в виду дыхательный процесс. В дальнейшем слово прана приобрело более широкое значение.
В переводе с санскрита
прана означает дыхание, яма — остановку. Таким образом, дословный перевод понятия Пранаямы звучит как остановка, задержка дыхания».
Дыхание — это основа жизни. Вместе с воздухом мы получаем жизненную энергию — прану. Запасая и удерживая ее в организме, мы продлеваем себе жизнь. Из воздуха прана усваивается нервной системой и используется ею для своей работы. Прана присутствует во всех формах вещества, однако является не веществом, а энергией, или силой, которая оживляет вещество. Прана присутствует в воздухе, но она не кислород или какой-либо другой из химических компонентов.
Прана — это также космическая энергия. Она проявляет себя как гравитация, электричество, как движения тела, как нервные импульсы и сила мысли. От мысли до простейшей физической силы всё является проявлением праны.
Познание и управление праной, проявляемой в людях, называется пранаяма и открывает нам дверь к почти беспредельной мощи. Пранаяма — это комплекс упражнений по сознательному контролю дыхания. Упражнения Пранаямы составляют центральную часть Хатха-йоги, но переходить к обучению технике дыхания следует только после усовершенствования в асанах, а к концентрации и медитации — только после практики Пранаямы. Управление праной является единственной целью пранаям, все упражнения йоги и тренировки, пропагандируемые хатха-йогой, служат этой цели. Эта небольшая волна праны, которая представляет всю умственную и физическую энергию, легче всего контролируется путем регуляции физического дыхания. Хотя прана находится во всем, большую часть праны, которую мы извлекаем для нашего тела, находится в более свободном состоянии, в атмосфере. При обычном дыхании мы извлекаем только очень малую часть праны, но когда мы концентрируем и сознательно управляем нашим дыханием, мы можем запасать в различных нервных центрах и мозге гораздо большее количество праны.
Солнечное сплетение является важным нервным центром, связанным с симпатической нервной системой. Йоги рассматривают его как главное хранилище для накопления праны «в теле для физической деятельности». Точно так же, как аккумулятор накапливает электричество, так и солнечное сплетение накапливает прану, пока вы дышите. Во время йоговского дыхания (пранаям) йог поглощает огромное количество праны, которая накапливается в этом центре. Это сплетение часто называется «брюшным мозгом». Оно играет важную роль в управлении эмоциями и различными функциями тела. У меня: «Такое ощущение, что меня пронизывал космос. Чувства удивления и страха сконцентрированы в области груди (там, где считают, что есть душа)».
«Мудрецы Древней Индии понимали, что без дыхательной практики ничего существенного в Йоге не добиться. В индийских текстах по Йоге сказано, что занимающийся Йогой
без дыхательных упражнений — это слабоумный, подобный хромому коню, который
никогда не сможет двигаться по тропе Йоги» (В. Викторов). Я в этом убедилась на своём опыте: «Технику дыхания я ещё не использовала, но именно после того как попробовала дышать определённым образом, со мной случилось нечто, что описано выше. Я стояла на полу, дышала усиленно и часто около 5 минут, потом легла на кровать, включила музыку с шумом природы и стала расслабляться».
Но одной праны, как мы видим, для достижения сверхсознательного состояния (нирвикальпа самадхи) мало. Нужна
медитация. Э. Мулдашев пишет «Сомати – это высшая форма медитации. Человек должен научиться столь эффективно медитировать, чтобы биополе начало воздействовать на воду организма и через неё на обменные процессы». На это указывает Л. В. Иванов: «С практикой асан, пранаям, мудр и медитации вырабатывается тепло и энергия». А дальше: «Эта сконцентрированная энергия направляется в саму
кундалини (энергия). После длительной непрерывной практики, дыхательных упражнений и медитации сушумна освобождается от загрязнений и пробудившаяся кундалини шакти легко проходит вверх через канал сушумны в сахасрара чакру (тысячелепестковый лотос) и мозгу». Я бы добавила «к шишковидной железе».
Разобраться во всём этом очень сложно.
Йога учит, что прана циркулирует в наших телах по системе специальных каналов, называемых
нади. Они пронизывают всё наше астральное тело подобно тому, как артерии, вены и нервы пронизывают наше физическое тело. Предполагается, что астральное тело имеет ту же форму и те же размеры, что и физическое тело. Но, состоящее из более тонкой субстанции, оно невидимо для глаза (исключая ясновидящих). Йоги утверждают, что имеется семь тел, считая и наше физическое.
Три наиболее важных
нади – это сушумна, ида и пингала. Сушумна – основная нади – расположена внутри спинного мозга, а ида и пингала извиваются по обе стороны его подобно змеям. Сушумна имеет форму прямого прута, ида и пингала - свёрнутых кольцами змей, а два лепестка аджна накры – пары крыльев.
Маленький шар наверху прута символизирует шишковидную железу. В. Викторов: «В чем проявляется деятельность
шишковидной железы? Ведь известно, что уже у подростков эта железа является отмирающим органом. Учение Йоги говорит о ее многочисленных функциях в развитом организме. Миллионы лет назад она была ответственна за размеры тела, продолжительность жизни, а также за такие психические и духовные возможности, как, например, второе зрение, действие на расстоянии и т. п. Эти свойства по мере развития интеллекта утрачивались, но йоги дают метод оживления и развития этой железы. Этот метод — поза Сиршасана».
«Физическими «двойниками» иды и пингалы, вероятно являются симпатические узлы нервной системы, а «двойником» сушумны - спинной хребет. Сушумна играет большую роль в пранаяме… С помощью отдельных пранаям и концентрации йога сознательно извлекает прану из иды и пингалы и направляет её в сушумну, которая становится активной. Когда ида и пингала лишены жизнедеятельности действием сушумна нади, для йога не существует ни дня, ни ночи. Когда сушумна действует, йог может преодолеть ограничения времени и пространства. У обычных людей сушумна закрыта на нижнем конце и через неё не проходит нервный поток. Этот канал сушумны может быть открыт с помощью Пранаямы. Когда канал сушумны открыт и активен, прана (энергия) воздействует на энергию кундалини в муладхаре (нижней чакре) и тогда кундалини поступает в сушумна нади. Эта огромная масса энергии двигается вдоль сушумны к самой верхней чакре сахасрара». (В Нирвикальпа самадхи).
В астральном теле ещё существуют чакры – центры духовной энергии (сгустки праны). О вездесущих чакрах написано много, например, у
Джулии Соскин «Вы экстрасенс?». Она отмечает, что экстрасенсы видят и чувствуют центры вращающейся энергии, какого они цвета и т. д, описывает способы медитации.
Морис Котрелл, современный учёный, в издании
«Хранители гробницы. Секретный код терракотовой армии», тоже упоминает о чакрах: «У мужчин выработка половых гормонов серьезно ограничивает возможность гармонизации энергетических центров. Именно поэтому монахи, представители духовенства и высших эзотерических братств давали обет целомудрия. Что касается женщин, материнство в сочетании с эндокринной системой приводит к образованию связи с ребенком, более прочной, чем любая другая. Мать любит свое дитя больше, чем себя. Вследствие этого чакры направляют материнскую энергию на ребенка, препятствуя подъему энергии сушумны по позвоночному столбу и излучению света из головы матери». Он считает, что сушумна энергия, а не канал. С этой сушумной я не согласна. Я считаю, что нужно просто меньше обращать внимание на часто волнующие мысли, они мешают расслабиться.
Чакры имеют соответствующие центры в физическом теле, которые известны как сплетения. «Существует шесть (или семь) важных чакр. Самая нижняя – муладхара расположена у основания позвоночника. Это оккультный центр тела, потому что он заключает в себе тайну энергии кундалини». Это должно быть какая – то другая энергия или этот сгусток праны по-другому называют? Мы знаем что, прана в основном накапливается в области солнечного сплетения, а это уже другая чакра. «Последняя чакра – сахасрара – соответствует коре головного мозга…Когда энергия кундалини, разбуженная специальными упражнениями, проходит от самой нижней чакры сквозь центральную нади – сушумну и сквозь все остальные чакры, они начинают вращаться, как настоящие колёса.
Когда кундалини попадает в последний высший центр, йоги достигают своей цели: происходит слияние «божественное слияние Духа и Материи». При этом сознание йога соединяется с Сознанием Вселенной, и наступает состояние полной нирваны, называемое самадхи». (Нирвикальпа самадхи). «Следует отметить, что даже среди йогов это состояние полного духовного просветления доступно только немногим» Л. В. Иванов.
Рассмотрим роль медитации для достижения нирвикальпа самадхи. Считается, что медитация «поднимает» энергию кундалини к верхнему центру в сахасрара чакру. Л. В. Иванов: «По мере дальнейшей медитации кундалини шакти переносится в тысячелепестковый лотос (сахасрару чакру), расположенный в мозге. Когда кундалини соединяется с сознанием (Шивой) в данном центре, считается, что йог достиг высшего совершенства». (Нирвикальпа самадхи). Этот процесс управления праной с помощью великого сосредоточения называется раджа-йога. Таким образом, хатха-йога и раджа-йога подобны лицевой и обратной сторонам одной и той же монеты.
Тип как разум по природе неуравновешен, он в любой момент подвергается воздействию света, звука и других факторов внешних объектов, которые мозг получает через ощущения. С помощью асан и пранаямы разум становится устремленным и таким образом можно быстро продвигаться в концентрации и медитации.
Чтобы поднять себя на более высокий духовный уровень, необходимо знать, какие темы использовать для медитации и концентрации. Не удовлетворяйтесь низшими формами концентрации. Используйте только благородные и возвышенные темы, приятные и красивые. Природа предлагает немало возвышенных тем для медитации. Вы можете просто всматриваться в красоту выбираемого места, раствориться в нем. Насыщайте себя красотой этого вида, на-слаждайтесь счастьем и умиротворением. Я писала: «Ещё в детстве я замечала, что могу заснуть, если сконцентрировать на чём–то своё внимание, например, на природе. Постепенно я «уходила» в эту природу и засыпала. Это получалось легко и быстро».
Вот что пишет В. Викторов: «Техника духовных упражнений состоит, прежде всего, в блуждании мысли, взгляда, и называется это состоянием отвлечения, контролем чувств. Из отвлечения чувств возникает концентрация, или контроль за умом, заключающийся в удержании одного впечатления, которое затем переходит в поток мыслей, направленных на это впечатление. Это медитация, которая вновь вызывает сосредоточенность на одном впечатлении, погружении и раскрытии его.
Это состояние называется трансом, экстазом, или самадхи». (Савикальпа). Э. Мулдашев: «Учитель медитации рассказал, что через медитацию можно достигнуть сомати. Учение о медитации возникло на Тибете и отсюда распространилось по миру. Медитация достигается путём концентрации внимания на каком – либо объекте или без использования объекта…Существует112 видов медитации. Для каждого человека подходит свой вид медитации…В медитации важным моментом является «молчание» или «провал». Если длительность «провала» достигает 28 секунд, то человек приближается к состоянию сомати…Для того чтобы войти в сомати, нужно освободиться от отрицательной душевной энергии, то есть не должна содержать негативно закрученных торсионных полей…Мастер
Рама Кришна в 1893 году в Бенгалии создал школу йоги, с помощью которой удавалось входить в состояние сомати. Однажды сам Рама Кришна вошёл в состояние сомати, пригласив при этом врача. Врач осмотрел тело Рамы Кришны, нашёл его мёртвым и выдал медицинское заключение о смерти. После этого Рама Кришна ожил. В более позднем периоде неоднократно медицински обследовали тела людей в состоянии сомати; при этом пульс, электрокардиограмма и электроэнцефалограмма не регистрировались, температура тела падала». И это всё, что удалось изучить? «Описано очень много случаев, когда люди, пробыв в состоянии сомати несколько лет, возвращались к жизни. Появление этих людей удивляло и пугало окружающих». Интересно, но он же пишет, что в состояние сомати очень трудно войти «это могут сделать очень редкие избранные люди».
Вернёмся к медитации. Джулия Соскин пишет, что медитацию использовали
шаманы. «Шаманы приходят на священное место, где погружаются в состояние транса, медитируют и соединяются с энергией планеты». Шаманство, шаманизм, ранняя форма религии у большинства народов, возникшая при первобытнообщинном строе. Основан на вере в общение шамана, находящегося в состоянии ритуального экстаза (камлание), с духами. Формы камлания, представления о духах, степень специализации шаманов различались у отдельных народов. У некоторых народов Ш. пережиточно сохранялось в условиях классового общества. Сложные формы приобрело Ш. у народов Сибири (тувинцы, эвенки, якуты и др.). Камлание сибирских шаманов, одетых в специальные костюмы, сопровождалось ударами в бубен, исступлёнными плясками, гипнозом, разными фокусами, чревовещанием и т.п. и представляло собой как бы путешествие в мир духов (иногда на «коне» или «олене», которым считался бубен), борьбу с ними. Профессиональные шаманы были нервными, легко возбудимыми людьми, способными вызвать у себя состояние экстаза и галлюцинации.
Она предлагает шаманский способ медитации: «Сфокусируйтесь на дыхании. Вызовите в памяти образ того места, где вы чувствуете себя в полной безопасности и мире с самим собой – это может быть пляж, лес, берег реки…Войдите в медитативное состояние и представьте, что вы находитесь в этом месте. Ощутите землю под ногами, окружающий вас воздух. Раскройте свои чувства и исследуйте окружающую природу. Попытайтесь всеми органами чувств ощутить это уникальное место. Сфокусируйтесь на дыхании, вдохните и задержите картинку. Затем на выдохе увеличьте картинку, пусть она станет ярче и наполнится движением. Как только почувствуете, что практически соединились с одним из видений, сохраните этот образ в памяти, затем растворитесь в тумане. После этого вернитесь в обычный мир. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не почувствуете, что для вас сделать это так легко, как выйти из дома». Мне кажется, что это самый удобный способ медитации для достижения савикальпа самадхи (транса) и Нирвикальпа самадхи.
Удивительно, что бы я не рассматривала, всё подходит к моему случаю. Прямо «точка схода» какая – то.
О самадхи сказано в «Тибетской книге мёртвых» (есть египетская). Вот строки из книги: «Вопреки своей воле умирает тот, кто не знает, как умирать. Научись умирать, и ты будешь знать, как правильно жить, ибо не знает, как правильно жить, тот, кто не знает, как умирать». Имеется ввиду научиться входить в самадхи, чтобы вечно и правильно жить. Это моё мнение.