Нумерология
Добавлено: 13 июн 2007, 20:24
Подбираясь к абстрактной теме смыслового значения чисел, хочу напомнить кое-что из физики звука и теории музыки. Высота чистого тонального звучания определяется частотой колебаний звуковой волны. Спектр звукового восприятия у человека находится в пределах приблизительно от 16 до 22000 Гц - это довольно широкий диапазон, в котором умещается примерно 10 октав - музыкальных интервалов, где частота звуковых колебаний между тонами различается ровно в два раза. В музыкальной традиции ныне укоренился равномерно темперированный строй - такая система дискретизации по нотам, где октава разбивается на 12 долей - полутонов. Если представить ноты числами, то мы имеем дело здесь с 12-ричной системой исчисления. Число 12 (дюжина) не было взято с потолка - оно делится на 2, на 3, на 4 и на 6 - в этом отношении число 12 гармонично и является кратным первым двум простым числам числового ряда - 2 и 3. Число 10 менее гармонично, делится на 2 и на 5 - вероятно исторически оно не совсем удачно было взято за систему исчесления по кол-ву пальцев на руках.
Муз. интервал большая секунда состоит из двух полутонов или одного чистого тона (малая секунда - полутон) - 6 чистых тонов образуют октаву. Известные 7 нот последовательно образуют мажорный ряд - самую устойчивую и гармоничную последовательность звуков с интервалами больших и малых секунд. Если представить мажорный ряд в виде чисел, мы получим: 0, 2, 4, 5, 7, 9, 11. Минорный ряд: 0, 2, 3, 5, 7, 8, 10. Аккордами в музыке называется единовременное звучание трёх и более нот. Базовые аккорды: мажорный (0, 4, 7), минорный (0, 3, 7). Семёрка - муз. интервал квинта - является следующим по гармоничности после октавы, где верхний звук по частоте колебаний превышает в полтора раза нижний. Хочу остановить внимание на том, что отрезки между полутонами неравномерны и постепенно сужаются в 2 раза через каждую октаву, поэтому если просто поделить 12 на 7 мы не получим 1,5 - здесь имеет место основание натурального логарифма.
Кварта и квинта эквивалентны в том отношении, что в сумме дают октаву, поэтому, их бы следовало называть сразу парами, если говорить о гармоничности. После квинты-кварты в порядке степени кратности следуют терция большая (4) - секста малая (8), терция малая (3) - секста большая (9), секунда большая (2) - септима малая (10), секунда малая (1) - септима большая (11).
В данном числовом ряду отсутвует самый негармоничный интервал - так называемый "тритон" - пресловутая шестёрка. Тритон излюблен в сфере тяжёлой музыки, в саундтреках к фильмам ужасов. Иоганн Себастьян Бах в своё время имел конфликты с церковным руководством, когда экспериментировал с данным интервалом.
Аналогия с музыкой удобна, так как любое число сразу приобретает окраску. Число 13 - чёртова дюжина - получена путём сложения октавы (12) и малой секунды (1). Неустойчивый интервал, тяготеющий к гармоничной октаве, но им не являющийся.
Цифры 0, 3, 6, 9 образуют уменьшённый аккорд - неустойчивое жутковатое сочетание минорной характеры (3), тритона (6) и элемента мажорного ряда сексты большой (9).
Можно порассуждать дальше. Это как небольшое вступление.
Муз. интервал большая секунда состоит из двух полутонов или одного чистого тона (малая секунда - полутон) - 6 чистых тонов образуют октаву. Известные 7 нот последовательно образуют мажорный ряд - самую устойчивую и гармоничную последовательность звуков с интервалами больших и малых секунд. Если представить мажорный ряд в виде чисел, мы получим: 0, 2, 4, 5, 7, 9, 11. Минорный ряд: 0, 2, 3, 5, 7, 8, 10. Аккордами в музыке называется единовременное звучание трёх и более нот. Базовые аккорды: мажорный (0, 4, 7), минорный (0, 3, 7). Семёрка - муз. интервал квинта - является следующим по гармоничности после октавы, где верхний звук по частоте колебаний превышает в полтора раза нижний. Хочу остановить внимание на том, что отрезки между полутонами неравномерны и постепенно сужаются в 2 раза через каждую октаву, поэтому если просто поделить 12 на 7 мы не получим 1,5 - здесь имеет место основание натурального логарифма.
Кварта и квинта эквивалентны в том отношении, что в сумме дают октаву, поэтому, их бы следовало называть сразу парами, если говорить о гармоничности. После квинты-кварты в порядке степени кратности следуют терция большая (4) - секста малая (8), терция малая (3) - секста большая (9), секунда большая (2) - септима малая (10), секунда малая (1) - септима большая (11).
В данном числовом ряду отсутвует самый негармоничный интервал - так называемый "тритон" - пресловутая шестёрка. Тритон излюблен в сфере тяжёлой музыки, в саундтреках к фильмам ужасов. Иоганн Себастьян Бах в своё время имел конфликты с церковным руководством, когда экспериментировал с данным интервалом.
Аналогия с музыкой удобна, так как любое число сразу приобретает окраску. Число 13 - чёртова дюжина - получена путём сложения октавы (12) и малой секунды (1). Неустойчивый интервал, тяготеющий к гармоничной октаве, но им не являющийся.
Цифры 0, 3, 6, 9 образуют уменьшённый аккорд - неустойчивое жутковатое сочетание минорной характеры (3), тритона (6) и элемента мажорного ряда сексты большой (9).
Можно порассуждать дальше. Это как небольшое вступление.